Главная Лекции и КР Документы и литература Информация Связь Гостевая книга

Безопасность жизнедеятельности


Раздел I. Чрезвычайные ситуации и организация защиты населения.
Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации, общее понятие, определения, классификация, фазы развития.
Основные понятия и определения.
В соответствии с ГОСТ Р22.0.02.-94 принято следующее определение: 
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определённой территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Источник ЧС - это опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространённая инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения в результате чего произошло или может возникнуть ЧС.
Риск возникновения ЧС - это вероятность или частота возникновения источника ЧС, определяемая соответствующим показателем риска.
Безопасность ЧС - это состояние защищённости населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды от опасностей ЧС.
Защищённость в ЧС - это состояние, при котором предотвращают, преодолевают или предельно снимают негативные последствия ЧС для населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды.
Поражающий фактор ЧС - составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризующая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.
Зона ЧС - территория или акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий из других районов возникла ЧС.
Потенциально опасный объект (ПОО) - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС (радиационно-опасный объект, взрыво-пожароопасный объект, химически и биологически опасные объекты, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства).
Предупреждение ЧС - совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти РФ и её субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами РС ЧС, направленных на предотвращение ЧС и уменьшение их масштабов в случае возникновения.
Предотвращение ЧС - это комплекс правовых, организационных, экономических, инженерно-технических, эколого-защитных, санитарно-гигиенических и специальных мероприятий, направленных на организацию наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов (ПОО), прогнозирование и профилактику возникновения источников ЧС, а также на подготовку к ЧС.

Классификация ЧС.
Все ЧС можно классифицировать по нескольку признаков:
1. По природе возникновения: техногенные; природные; антропогенные; экологические; биологические; социальные; комбинированные.
2. По масштабу распространения и материальному ущербу: локальные; местные; территориальные; региональные; федеральные; трансграничные.
3. По причине возникновения: преднамеренные; непреднамеренные.
4. По скорости и сценарию развития: взрывные; внезапные; скоротечные; плавные.
5. По возможности предотвращения: неизбежные; предотвращаемые;
6. По ведомственной принадлежности: промышленные; строительные; транспортные; в жилищно-коммунальной сфере; в лесном хозяйстве; в сельскохозяйственной сфере; в военной сфере.

Фазы (стадии) развития ЧС.
Независимо от природы и причин возникновения практически любая ЧС в своём развитии проходит несколько условных фаз (стадий):
1. Фаза зарождения; - накопление отклонений объекта от нормального протекания процесса.
Фаза характеризуется продолжительностью, возможностью фиксации отклонения и принятием профилактических мер.
2. Фаза инициирования события; - аварии, катастрофы, стихийные бедствия.
Фаза скоротечна и характеризуется отсутствием времени для принятия эффективных действий для предотвращения ЧС.
3. Фаза кульминации; - непосредственное развитие и протекания процесса ЧС.
В это время происходит непосредственное воздействие поражающих факторов на людей, объекты и природную среду.
4. Фаза затухания и действие остаточных факторов поражения, в течении которой возможно распространение поражающих факторов за пределы объекта поражения.
5. Фаза ликвидации последствий ЧС, которое как правило начинается в ходе протекания 3 фазы. 

Тема 1.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Определение, причины возникновения, классификация.
К техногенным чрезвычайным ситуациям относятся ЧС, происхождение которых связано с производственно-хозяйственной деятельностью человека на объектах техносферы. Как правило техногенные ЧС возникают в следствии аварий сопровождающихся самопроизвольным выходом в окружающее пространство вещества и (или) энергии. Наиболее распространённой причиной возникновения техногенных ЧС является человеческий фактор, нарушение режимов технологического процесса, норм и правил техники безопасности.
Базовая классификация данных ЧС строится по типам и видам чрезвычайных событий инициирующих ЧС:
1. Транспортные аварии (катастрофы).
2. Пожары, взрывы, угроза взрывов.
3. Аварии с выбросом (угрозы выброса) аварийно-химических опасных веществ (АХОВ).
4. Аварии с выбросом (угрозы выброса) радиоактивных веществ. 
5. Аварии с выбросом (угрозы выброса) биологически опасных веществ.
6. Внезапное обрушение зданий и сооружений.
7. Аварии в электроэнергетических сетях.
8. Аварии в коммунальных сетях жизнеобеспечения.
9. Аварии на очистных сооружениях.
10. Гидродинамические аварии.

Краткая характеристика ЧС, вызванных возникновением пожаров и взрывами.
Пожар - комплекс физико-химических явлений, в основе которых лежат неконтролируемые процессы горения, тепло и массообмена сопровождающиеся уничтожением материальных ценностей и создающие опасность для жизни и здоровья людей.
Взрыв - это неконтролируемое освобождение большого количества энергии в ограниченном объёме за короткий промежуток времени.
Пожары и взрывы зачастую представляют собой взаимосвязанные явления.
Процесс горения возможен при следующих основных условиях:
1. Непрерывное поступление окислителя (кислорода, воздуха) в зону горения.
2. Наличие горючего вещества или его непрерывная подача в зону горения.
3. Непрерывное выделение теплоты необходимого для поддержания горения. 
Зона наиболее интенсивного горения, в которой имеются все три условия называется очагом пожара.
Процесс развития пожара состоит из следующих фаз:
1. Распространение горения по площади и пространству в зависимости от условий.
2. Активное пламенное горение с постоянной скоростью потери массы горючих веществ.
3. Догорание тлеющих материалов и конструкций.
Пожар происходит в определённом пространстве, которое условно может быть разделено на зоны горения, теплового воздействий и задымления, не имеющие чётких границ.
Все взрывоопасные производства и помещения по пожаровзрывоопасности делятся на на следующие классы:
А, Б – пожаровзрывоопасные.
В, Г, Д - пожароопасные.
Взрывы имеют физическую или химическую природу. 
При химических взрывах в твёрдых, жидких, газообразных взрывчатых горючих веществах, находящихся в окислительной среде, с огромной скоростью протекают экзометрические окислительно-восстановительные реакции или реакции термического разложения с выделением тепловой энергии.
Физический взрыв возникает в следствии неконтролируемого высвобождения потенциальной энергии сжатых газов из замкнутых объёмов технологического оборудования, трубопроводов и других сосудов, работающих под давлением.
Параметрами, определяющими мощность взрыва, являются энергия и скорость её выделения.
Основными поражающими факторами взрыва являются:
1. Ударная волна (воздушная и гидравлическая).
2. Осколочные поля.
На объектах техносферы могут возникать следующие типы взрывов:
1. Свободный воздушный.
2. Наземный, на открытой территории.
3. Наземный, в непосредственной близости от объекта.
4. Взрыв внутри объекта.
Ущерб причиняемый ударной волной жилым и промышленным носит следующий характер:
1. Полных разрушений при избыточном давлении более 50 кПа.
2. Сильных разрушений при избыточном давлении более 50-30 кПа.
3. Средних разрушений при избыточном давлении более 30-20 кПа.
4. Слабых разрушений при избыточном давлении более 20-10 кПа.

Тема 1.3. ЧС природного характера.
К природным ЧС относятся стихийные явления и бедствия, которые возникают в окружающей природной среде независимо от воли человека.
ЧС данного характера классифицируется на:
1. Геофизические опасные явления (тектонические) - землетрясение, извержение вулканов.
2. Природные пожары - лесные пожары, степные пожары, пожары хлебных массивов и торфяные пожары.
3. Опасные метеорологические явления - бури, смерчи, торнадо, ураганы, засуха, сильные заморозки, пыльные бури, бураны и прочее.
4. Топологические опасные явления (геологические) - оползни, сели, осыпи, обвалы, снежные лавины и прочее.
5. Гидрологические опасные явления - наводнения, низкие и высокие уровни грунтовых вод.
6. Широко распространённая инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений.

Краткая характеристика землетрясений.
Землетрясение представляет собой подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате одномоментных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и передающаяся на значительное расстояние в виде упругих колебаний.

Основными критериями землетрясения являются:
1. Глубина очага землетрясения (гипоцентра) - до 30 километров, а в отдельных случаях до 750 километров.
2. Продолжительность колебаний грунта - до 20-25 секунд, а в отдельных случаях до 90 секунд.
3. Сейсмическая энергия и интенсивность землетрясения.
Примечание: сейсмическая энергия измеряется по шкале Рихтера, от 1 до 9 магнетуд, а интенсивность землетрясения по шкале Меркалли, от I до XII баллов.
Последствия землетрясений - разрушение объектов, автомобильных и железнодорожных дорог, обрыв линий электропередач, обрушение памятников архитектуры и прочее.
Также последствием землетрясения является возникновение грязевых фонтанов, образование новых водоёмов, изменение русел рек, разрывы в земной коре до 10 метров. Огромные жертвы среди людей, животных и уничтожение растений (сельскохозяйственные угодья) и т.д.
Характеристика землетрясений по XII бальной шкале:
1. До VI баллов - слабые.
2. От IV до V баллов - умеренные (повреждение остекления и отделки).
3. От VI до VII баллов - сильное (трещины в наружных стенах, заклинивание дверей, частичное обрушение внешних конструкций).
4. IIX баллов - очень сильное (значительное повреждение зданий, разрывы подземных трубопроводов, большие трещины на земле).
5. От IX до X баллов - разрушительное (здания полностью обрушаются, сейсмоустойчивые лишь частично).
6. От XI до XII баллов - катастрофическое (общее разрушение всех зданий и сооружений, автомобильных дорог).

Краткая характеристика ЧС вызванных наводнениями.
Наводнение - временное затопление значительной территории в результате:
1. Выпадение обильных осадков, обильное таяние снегов или ледников.
2. Воздействие нагонного ветра в устье реки, где крупные реки впадают в море.
По видам наводнение классифицируется:
1. Низкие (малые), повторяющиеся примерно раз в 5-10 лет.
2. Высокие, повторяющиеся примерно раз в 20-25 лет.
3. Выдающиеся (большие), повторяющиеся примерно раз в 50-100 лет.
4. Катастрофические, повторяющиеся примерно раз в 100-200 лет.
Основные критерии наводнений:
1. Скорость подъёма, глубина потока, температура воды.
2. Площадь затопления.

Краткая характеристика ЧС вызванная оползнями.
Оползень - скользящие смещения вниз по склону под действием сил тяжести больших масс грунта или горный пород, в следствии подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных средств.
Оползни классифицируются:
1. По масштабу;
2. Скорости движения;
3. Мощности переносимого грунта;
По масштабу оползни подразделяют:
1. Крупные - носят естественный характер, плотность 10-20 метров.
2. Средние - являются следствием антропогенного воздействия человека.
3. Маломасштабные.
По скорости движения оползни классифицируют:
1. Исключительно быстрые (скорость движения 3 метров в секунду).
2. Очень быстрые (0,3 метров в минуту).
3. Быстрые (1,5 метров в сутки).
4. Умеренные (1,5 метров в месяц).
5. Очень медленные (1,5 метров в год).
6. Исключительно медленные (0,06 метров в год).
По мощности подразделяются:
1. Малые (менее 10 тысяч кубических метров грунта).
2. Средние (от 10 до 100 тысяч кубических метров грунта).
3. Крупные (от 100 тысяч до 1 миллиона кубических метров грунта).
4. Очень крупные (более 1 миллиона кубометров грунта).

Краткая характеристика ЧС вызванная природными пожарами.
Для возникновения природных пожаров благоприятной считается относительная влажность поверхности земли 17-20%.
Лесные пожары бывают 2 видов:
1. Верховные - возникают как правило от низовых, где огонь распространяется по кронам деревьев. Средняя скорость распространения огня 25 км/час.
2. Низовые - развиваются в результате сгорания кустарников, подлески, при этом обгорают корни деревьев, которые рушатся и образуют завалы. Скорость распространения от нескольких сотне метров до нескольких километров в час.
Степные пожары имеют вид горящей кромки (полосы) по периметру возгорания. При сильном ветре скорость фронта огня достигает 30 км/час на равнине, а в гористой местности до 50 км/час.
Торфяные пожары возникают на торфяных и торфообразных болотах от сильного возгорания или любой искры в сухую погоду в результате нарушения правил эксплуатации оборудования. Торфяной пожар охватывает громадные площади. Огонь распространяется неравномерно со скоростью в несколько метров в сутки. 
Торфяной пожар трудно тушится или практически не поддаётся тушению, но очаг только что возникшего почвенно-торфяного пожара может быть быстро потушен проливкой водой участка горящего торфа, отделением его от краев образующейся воронки и складыванием на выгоревшей площади. Так как в верхних слоях торфа много корней деревьев и кустарников, эту работу следует выполнять топорами или очень острыми лопатками. Если имеется возможность, то края воронки следует обрабатывать водой со смачивателем или химикатами из ранцевых опрыскивателей.

Тема 1.4. ЧС военного характера.
Характерные особенности ЧС военного времени:
1. Планируется, подготавливается и реалзуется человеком, его разумом, поэтому имеют более сложный и изощрённый характер чем природные и техногенные опасности.
2. В реализации опасности военного времени меньше стихийного и случайного, оружие применяется как правило в самый неподходящий момент для жертвы агрессии и в самом уязвимом для неё месте.
3. Развитие средств поражения всегда опережает развитие адекватных средств защиты. В течении какого-то промежутка времени имеется превосходство средств нападения над средствами защиты.
4. Современные и будущие войны всё чаще носят антигуманный характер: мирное население воюющих стран превращается в один из объектов вооружённого воздействия с целью подрыва способности противника оказывать сопротивление.
I. Ядерное оружие и его боевые свойства.
Ядерное оружие (ЯО) - оружие массового поражения (ОМП), которое основна на использовании внутриядерной энергии, которая образуется при цепных реакциях деления тяжёлых ядер-изотопов урана и плутония (ядерная реакция) и при синтезе лёгких ядер изотопов водорода (термоядерная реакция).
К ядерному оружию относятся: ядерные боеприпасы, средства их доставки к цели (носители), средства управления ими.
К поражающим факторам ядерного оружия относятся:
1. Ударная волна - определяется избыточным давлением во фронте ударной волны в кПа. 
2. Световое излучение - представляет собой огненный шар с температурой 8000-10000 градусов Цельсия, который приводит к возникновению пожаров и ожогам людей и животных. Продолжительность действия около 12 секунд.
3. Проникающая радиация - поток гамма-лучей и нейтронов, которые при облучении живого организма приводят к развитию лучевой болезни. Проникающая радиация длится около 15 секунд.
4. Радиационное загрязнение (заражение) местности - возникает в результате выпадения радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва. Выпадение радиоактивных веществ происходит по пути движения облака и образует на местности радиоактивный след эллипсоидной формы, ширина и длина которого определяется мощностью заряда, высотой взрыва и скоростью ветра.
5. Электромагнитный импульс - возникает в результате ионизации атомов окружающей среды, который приводит в негодность радио-электронную аппаратуру. Для человека по прямому воздействию не опасен.
Территория по которой непосредственно применено ядерное оружие, где произошли массовые разрушения, поражения людей, сельскохозяйственных животных называется очагом ядерного поражения.
Краткая характеристика зон разрушений и пожаров, радиоактивного заражения местности при ядерном взрыве.
1. Характеристика зон разрушения и пожаров.

Зона А - зона слабых разрушений и отдельных очагов пожаров
(Рф=20-10кПа);
Зона Б - зона средних разрушений и массовых пожаров (Рф=30-20кПа);
Зона В - зона сильных разрушений и сплошных пожаров (Рф=50-30кПа);
Зона Г - зона полных разрушений (Рф=более 50кПа);
Структура людских потерь в процентах исходя из характеристики зон разрушений.


Зоны разрушений

Всего

Безвозвратные потери

Санитарные потери

Г

90%

80%

10%

В

50%

35%

15%

Б

40%

10%

30%

Ф

15%

-

15%

2. Характеристика зоны радиоактивного заражения.

Зона А - зона умеренного заражения (D=8 рентген/час, Sзар=70-80%);
Зона Б - (D=80 рентген/час, Sзар=12%);
Зона В - (D=240 рентген/час, Sзар=около 8%);
Зона Г - (D=800 рентген/час, Sзар=2-3%);
Каждые 7 часов уровень радиации падает в 10 раз.
II. Краткая характеристика химического оружия и очага химического поражения.
Химическое оружие - оружие массового поражения, которое основано на токсических свойствах некоторых химических веществ.
К химическому оружию относятся: боевые отравляющие вещества и средства их доставки к цели.
По токсическому назначению боевые отравляющие вещества подразделяются на группы смертельного действия, раздражающего действия и временно выводящие из строя.
К отравляющим веществам смертельного действия относятся:
1. Нервно-паралитического действия (Зорин, Зоман, VX-газы и другие) - самые опасные отравляющие вещества как по степени поражения, так и по стойкости в окружающей среде. Даже малое колличество газа достаточно для летального исхода.
Признаки поражения такими газами: обильное слюнотечение; миоз (сужение зрачков); слабость, тошнота, рвота; паралич.
2. Кожно-нарывного действия или резорбтивного действия (Иприд) - при внешнем попадании на кожу вызывает крупные и долго заживающие язвы. При внутреннем попадании идёт отравление человека, что приводит к летальному исходу.
Признаки поражения при внешнем поражении: слабость; ухудшение дыхания; раздражение слизистых.
Иприд выделяется стойким запахом йода.
3. Удушающего действия (Фосген, Дифосген) - поражает только через органы дыхания.
Признаки поражения: неприятный сладковатый привкус во рту; раздражение горла; слабость, недомогание.
При выходе из зоны, через 4-6 часов состояние улучшается, но после развивается отёк лёгких, что без медицинской помощи может привести к летальному исходу.
4. Общеядовитого действия (Синильная кислота, Хлорциан) - поражает только через органы дыхания.
Признаки поражения: присутствие металического привкуса во рту; раздражение горла; слабость, недомогание; головная боль; судороги; паралич.
5. Раздражающего действия (CS, адомид) - вызывает резкую боль и сжение в горле, во рту и глазах.
Признаки поражения: сильное слёзотечение; кашель; затруднение дыхания.
6. Психо-химического действия (BZ) - вызывает психические (галлюцинации, страх, подавленность) или физические (слепота, глухота) расстройства.
III. Краткая характеристика биологического оружия и очага биологического поражения.
Биологическое оружие - это также оружие массового поражения. 
К биологическому оружию относятся: боеприпасы и приборы снабжённые патогенными микроорганизмами или их токсинами, предназначенные для заражения населения, объектов окружающей среды, растений, животных, продовольствия и прочего.
К характерным особенностям биологического оружия относятся:
1. Бесшумность действия (отсутствие информации о применении);
2. Возможность производить значительный эффект используя ничтожно малое количество;
3. Продолжительность действия в следствии эпидемического распространения;
4. Возможность обратного действия (способность воздействия на атакующую сторону);
5. Сильное психологическое воздействие (способность вызывать панику и страх);
6. Дешевизна изготовления.
Основными способами применения биологического оружия являются:
1. Аэрозольный - позволяющий заразить обширные территории и все объекты окружающей среды.
2. Распространение на местности заражённых переносчиков инфекционных заболеваний.
3. Диверсионный - путём заражения питьевой воды и пищевых продуктов.
Все биологические средства делятся на следующие группы:
1. Средства поражения людей (сибирская язва, чума, натуральная оспа, холера, сыпной тиф и другие);
2. Средства поражения сельскохозяйственных животных (сибирская язва, чума свиней, чума крупного рогатого скота и другие);
3. Средства поражения сельскохозяйственных растений (ржавчина зерновых, фитофтороз картофеля, вирус сливания картофеля и свеклы).
В результате применения биологического оружия на определённой территории возникает очаг биологического поражения, размеры которого зависят от вида микроорганизмов, способа применения, метеорологических условий и рельефа местности. Границы очага определяются как правило границами населённых пунктов. Для расчёта санитарных потерь наибольшее значение имеют вид возбудителя, его устойчивость в окружающей среде, площадь заражения, численность населения на данной территории, обеспеченность населения средствами защиты, подготовленность населения к действиям в данных условиях и другие.
IV. Общая характеристика новых видов оружия массового поражения.
К новым видам данного оружия относят оружие, основанное на принципиально новых физико-химических явлениях, свойствах и технических принципах:
1. Геофизическое (метеорологическое и экологическое).
2. Генетическое и этническое.
3. Инфразвуковое.
4. Лучевое (лазерное, гразерное, пучковое).
5. Радиологическое.
6. Космическое.
...и другое.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)
Управление чрезвычайными ситуациями обеспечивается Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), принятой правительством РФ 21.11.95 во исполнение Федерального Закона от 21.12.94 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». РСЧС объединяет органы государственного управления РФ всех уровней, различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с обеспечением безопасности и защиты населения предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях. РСЧС обеспечивает координацию сил и средств этих органов управления и организаций по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении возможным противником современных средств поражения.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (ЗниТ) от ЧС и ликвидации их последствий.
Основными задачами РСЧС являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению ЗниТ от ЧС;
- организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов (ПОО) в условиях чрезвычайной ситуации;
- организация наблюдения и контроля за состоянием природной среды и ПОО, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования (ПУФ) организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайной ситуации;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации;
- идентификация негативных воздействий среды обитания (распознавание и количественная оценка, сбор, обработка, обмен и выдача информации в области ЗниТ от ЧС);
- подготовка населения к действиям в чрезвычайной ситуации;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайной ситуации;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области ЗниТ от ЧС;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области ЗниТ от ЧС.; 
- ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
- создание комфортного состояния среды обитания человека.
Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации по трем режимам.
В режиме повседневной деятельности при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке осуществляются следующие мероприятия:
- наблюдение и контроль за состоянием ОПС (окружающая природная среда), обстановкой на ПОО (потенциально опасный объект) и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по ПУФ ОЭ (повышение устойчивости функционирования объектов экономики) и отраслей экономики в чрезвычайной ситуации;
- совершенствование органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
- создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
- осуществление целевых видов страхования.
В режиме повышенной готовности при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации осуществляются следующие мероприятия:
- принятие на себя КЧС (комиссия по чрезвычайным ситуациям) непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложения по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием ОПС, обстановкой на ПОО и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и ОПС, обеспечения устойчивости функционирования ОЭ;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение в предполагаемый район чрезвычайной ситуации.
В режиме ЧС при возникновении и во время ликвидации последствий:
- выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
- определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
- организация защиты населения;
- организация работ по ПУФ ОЭ и отраслей экономики, обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием ОПС в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих территориях.
Структура РСЧС.
Пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Две подсистемы: территориальная (звенья, соответствующие административно-территориальному делению субъектов Федерации; предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС данных субъектов) и функциональная (организационные структуры, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для выполнения работ по ЗниТ от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики). На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы и постоянно действующие органы управления. Повседневной деятельностью руководят органы повседневного управления (стационарные пункты управления – центры управления в кризисных ситуациях (ЦУ КС); подвижные пункты управления; оперативно-дежурные службы органов управления ГО ЧС всех уровней; дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций).
Важнейшей составной частью РСЧС является автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС), оснащенная программно-техническими средствами, позволяющими обеспечить обмен информацией в интересах сбора, хранения как оперативных, так и статистических данных о чрезвычайных ситуациях. Целью развития АИУС является интеграция всех информационных ресурсов РСЧС, повышение оперативности, полноты, достоверности и устойчивости информационного обеспечения процессов управления РСЧС.
Важнейшей составной частью РСЧС являются силы и средства, которые подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают в себя органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния ОПС, ПОО, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.
Силы и средства ликвидации ЧС состоят:
- из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных органов исполнительной власти и организаций РФ;
- учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава России;
- формирований службы защиты животных и растений Минсельхоза России;
- военизированных противоградовых служб Росгидромета;
- бассейновых аварийно-спасательных специализированных управлений Минтранса России;
- подразделений Государственной пожарной службы;
- соединений и частей войск ГО РФ;
- подразделений поисково-спасательной службы МЧС России;
- соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты инженерных войск Минобороны России;
- военизированных горно-спасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минэнерго России;
- подразделений органов внутренних войск и муниципальной милиции;
- специализированных отрядов Минатома России;
- восстановительных и пожарных поездов МПС России;
- Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России;
- территориальных и объектовых нештатных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований;
- отрядов и специалистов добровольных общественных объединений.
Координирующими органами РСЧС являются межведомственные и ведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, региональные центры аналогичного назначения, комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, комиссии по ЧС органов местного самоуправления и объектные комиссии по ЧС. Единая система предупреждения и ликвидации ЧС на федеральном уровне объединяет силы постоянной готовности следующих ведомств: МЧС, Минатома, МВД, Минсельхозпрода, Минтопэнерго, Минтранса, МПС, Минздрава, Росгидромета, Рослесхоза России и ряда других).

Гражданская оборона (ГО) и ее задачи.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994) определяет нормы защиты населения и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций. 
Цель закона:
- предупреждение возникновения и развития ЧС;
- снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;
- ликвидация ЧС.
Осуществляет эти цели Министерство РФ по делам гражданской обороны (ГО) и ЧС (МЧС). В его компетенцию также входит организация подготовки населения к правильным действиям во время чрезвычайных ситуаций.
Подготовка проводится:
1) в учебных заведениях (учащиеся школ, студенты) по специальным программам, а также практические тренировки;
2) на объектах экономики (предприятия и организации), где за ГО отвечает руководитель предприятия;
3) по территориальному принципу – город, район, село.
Принятый в 1998 ФЗ «О гражданской обороне» определяет ее как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Организация и ведение гражданской обороны, в соответствии с законом, являются одной из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.
Особенностью настоящего периода жизни общества является возникновение локальных вооруженных конфликтов с применением высокотоксичного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах. Негативное влияние на безопасность нашей страны оказывают национальный и религиозный экстремизм, сепаратистские тенденции в ряде регионов. Не устранена опасность внутренних вооруженных конфликтов, которые при негативном исходе и затягивании могут быть использованы для военного вмешательства со стороны других государств.
Закон «О гражданской обороне» определяет ее задачи, основными среди которых являются:
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны;
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или в результате этих действий;
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- предоставление населению убежищ или средств индивидуальной защиты;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для выживания населения в военное время;
- борьба с пожарами, возникшими при ведении боевых действий или в результате этих действий;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении боевых действий или в результате этих действий;
- проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному поражению;
- восстановление и поддержание прядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Решение вышеперечисленных задач в стране осуществляет Министерство по ЧС России. МЧС имеет территориальные органы. Это региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. Границы регионов, в которых осуществляют свою деятельность региональные центры, совпадают с границами военных кругов. На территориях республик, краев и областей создаются главные управления, управления и отделы по делам ГО и ЧС, возглавляемые и комплектуемые военнослужащими войск ГО и гражданским персоналом. Силы ГО включают войска ГО и гражданские организации ГО, управление которыми осуществляет министр МЧС России.
Гражданские организации ГО – это формирования, созданные на базе организаций и владеющие специальной техникой, имуществом и подготовленные для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Кроме того, могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка и другие виды формирований.
В целях обеспечения организованного проведения эвакуации (отселения) населения создаются специальные эвакуационные органы. К ним относятся эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты, эвакоприемные комиссии и пункты, группы управления на маршрутах эвакуации и др.
Основным документом, определяющим сроки, объемы и места проведения мероприятий ГО, является план ГО организации, который определяет организацию и порядок перевода ГО объекта с мирного на военное время, обеспечение защиты и жизнедеятельности персонала и членов семей.

Средства и способы защиты населения в ЧС.
Принципы и способы защиты населения.
Защиты населения в ЧС это комплекс мероприятий, проводимых с целью недопущения поражения людей или максимальное снижение степени воздействия поражающих факторов.
К основным принципам защиты относятся:
1. Постоянное руководство проведения мероприятия со стороны правительства России.
2. Заблаговременное планирование мероприятий.
3. Дифференцированный подход с учётом политического экономического и оборонного значения республики, области, района, объекта.
4. Взаимодействие и проведение мероприятий по защите населения с мероприятием вооружённых сил России.
5. Осуществление мероприятий по защите в комплексе с планами экономического и социального развития республики, области, района или объекта.
К основным способам защиты относятся:
1. Оповещение.
2. Укрытие в защитных сооружениях.
3. Использование средств индивидуальной защиты.
4. Проведение мероприятий противорадиационной, противохимической и противобактериальной защиты.
5. Эвакуация и рассредоточение населения.
К сигналам гражданской обороны относятся:
1. «Внимание всем».
2. «Химическая тревога».
3. «Радиационная опасность».
4. «Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги».
Средство подачи сигнала:
1. Сигналы транспортных средств.
2. Вой сирен.
3. Прерывистые гудки предприятий.
4. Речевая информация (телевидение, радио).
К средствам оповещения относятся:
1. Проводная связь.
2. Радиосвязь.
3. Телевизионная связь.
Организация эвакуации населения.
Под эвакуацией понимают организованный вывод (вывоз) населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы и их рассредоточение в районе эвакуации.
Способы эвакуации:
1. Пешим порядком.
2. Транспортными средствами.
3. Комбинированный способ (часть пешком, часть на транспорте).
При планировании мероприятия по эвакуации намечают следующие мероприятия.
1. Определение вида эвакуации.
2. Расчёт рабочих и служащих на проведение эвакуации.
3. Мероприятия по безаварийной остановке производства.
4. Подготовка схем эвакуации к пунктам временного размещения.
5. Организация охраны объекта и меры по усилению пропускного режима при проведении эвакуации, её завершении и ликвидации последствий ЧС.
6. Организация материально-технического и бытового обеспечения эвакуированных.
В зависимости от масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС эвакуация может быть полной или частичной, заблаговременной (упреждающей) или экстренной.

Порядок проведения эвакуации. Действия населения при эвакуации.
Эвакуация проводится в кротчайшие сроки после ее объявления. Для осуществления этого мероприятия используются все виды транспорта, не занятого неотложными производственными и хозяйственными перевозками. С получением распоряжения на проведение эвакуации начальники и органы управления ГО города (района) совместно с эвакуационными комиссиями и службами ГО в соответствии с определенными планами проводят оповещение руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, домоуправлений и так далее, а через них – рабочих, служащих, их семей и всего остального населения о времени прибытия на сборные эвакопункты для эвакуации.
Для оповещения населения используются устройства различного рода, а также средства массовой информации – радио, телевидение, печать и т.д. Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). СЭП предназначены для сбора, регистрации и организованной отправки населения. Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, дворцах культуры, школах и других общественных зданиях, вблизи железнодорожных платформ, портов и пристаней, к которым приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах РЭУ, расположенных в этом районе.
Рассредоточение рабочих и служащих в загородную зону производится также с СЭПов. Рассредоточение рабочих и служащих производится на расстоянии 2-х часового переезда от города до места размещения. Находясь на СЭП всем следует внимательно слушать распоряжения органов ГО и ЧС. Люди на СЭП должны находиться не более 1 часа. Успех эвакуации во многом будет зависеть от самого населения – от его организованности, дисциплинированности и подготовленности к этому мероприятию. Узнав о предстоящей эвакуации, граждане должны немедленно подготовиться к выезду (выходу) за город: собрать необходимые вещи, подготовить средства индивидуальной защиты (обязательно средства защиты органов дыхания), документы и деньги; в квартире (доме) снять гардины и занавеси с окон, убрать в затененные места легковоспламеняющиеся предметы (вещи), необходимо отключить газ, электроприборы.
Из вещей берется самое необходимое – одежда, обувь, белье. В комплекте одежды желательно иметь плащ и спортивный костюм; обувь предпочтительно должна быть резиновая или на резиновой основе. Эти виды одежды и обуви наиболее пригодны для использования в качестве средств защиты кожи в случае радиоактивного, химического или бактериологического заражения. Обязательно следует взять теплые (шерстяные) вещи, даже если эвакуация производится летом.
Необходимо также взять с собой продукты питания и немного питьевой воды. Продукты питания берутся на 2-3 суток, лучше брать не скоропортящиеся продукты, легко сохраняемые и не требующие длительной подготовки перед употреблением – консервы, концентраты, сухари и т.д. Воду целесообразно хранить во фляжке.
Количество вещей и продуктов питания должно быть рассчитано на то, что человеку придется нести их самому. При эвакуации на транспортных средствах общая масса вещей и продуктов питания должна составлять примерно 50 кг на взрослого человека; при эвакуации пешим порядком она может быть значительно меньше – в соответствии с физической выносливостью каждого человека.
Все вещи и продукты питания должны быть упакованы в рюкзаки, мешки, сумки, чемоданы или связаны в узлы. При эвакуации пешим порядком их следует упаковывать в рюкзаки и вещевые мешки, чтобы удобнее было нести. К каждому месту с вещами и продуктами питания прикрепляется бирка с фамилией, именем и отчеством, адресами постоянного места жительства конечного пункта эвакуации их владельца.
Из документов взрослые должны иметь при себе: паспорт, военный билет, трудовую книжку или пенсионное удостоверение, диплом (аттестат) об окончании учебного заведения, свидетельство о браке и рождении детей.
Соответствующим образом необходимо подготовить к эвакуации детей. Подбирая одежду и обувь для детей, нужно учитывать их защитные свойства и время года. Для детей до 3 лет следует запасти детские продукты, которых в пунктах питания может не быть, - детское питание, сухое молоко, консервированные соки и т.д.; для детей дошкольного и младшего школьного возраста из продуктов питания лучше всего брать консервы, концентраты, сыры, сухари, печенье и другие не скоропортящиеся продукты, а также флягу с кипяченой водой. Все продукты должны быть упакованы в целлофановые пакеты. Дошкольникам необходимо, подготовить их любимые игрушку и книгу. К чемоданам (рюкзаками) с вещами и продуктами питания эвакуируемых детей надо прикрепить бирки, на которых разборчиво написать фамилию, имя и отчество ребенка, домашний адрес и пункт эвакуации. Аналогичные метки нужно сделать детям дошкольного возраста: во внутренний карман той одежды, в которой они обычно ходят, следует вложить карточку с указанием имени, отчества и фамилии ребенка, года рождения, место жительства и места работы отца или матери; еще лучше написать эти сведения на кусочке белой материи и подшить его с внутренней стороны одежды ребенка под воротником. Сбор населения для эвакуации проводится за 4 часа. Эвакуация рассчитана на месяц.
Город эвакуируется за сутки. Автобусы будут курсировать по городу с табличками СЭП№__.
Посадку на автомобили, суда, в вагоны организуют старше этих транспортных средств. Если человек заболел, он должен, через родственников или соседей, сообщить в ЖЭУ, чтобы его вывезли. Если больной находится в медицинском учреждении, то они эвакуируются с этим учреждением. Прибыв на СЭП, необходимо пойти в регистрацию, затем согласно распределению направиться для отбытия по вагонам, автобусам.

Средства коллективной защиты (СКЗ), их состав и предназначение.
К средствам коллективной защиты относятся защитные сооружения гражданской обороны такие как:
1. Убежища – герметические укрытия инженерного типа, обеспечивающие защиту от всех поражающих факторов.
2. Противорадиационные укрытия (ПРУ) – это негерметичные укрытия, построенные заблаговременно или приспособленные к укрытию объекты. Они обеспечивают защиту от радиоактивных излучений с коэффициентом ослабления до 300 раз.
3. Простейшие укрытия – к ним относятся открытые или перекрытые щели. Обеспечивают защиту от радиоактивного и светового излучения с коэффициентом ослабления до 20 раз.
Классификация.
По защите:
I класс – Кзащ > 5000, Рф до 500;
II – Кзащ > 3000, Рф до 500;
III – Кзащ > 2000, Рф до 500;
IV – Кзащ > 1000, Рф до 500;
По вместимости:
1. Убежища малой вместимости (до 600 человек);
2. Убежища средней вместимости (от 600 до 2000 человек);
3. Убежища большой вместимости (более 2000 человек: они достаточно автономны, надежны, экономичны и удобны в эксплуатации).

Средства индивидуальной защиты (СИЗ).
Средства индивидуальной защиты подразделяются на:
- средства индивидуальной защиты органов и дыхания;
- средства индивидуальной защиты кожи;
- медицинские средства индивидуальной защиты.
1. К средствам индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) относятся противогазы фильтрующие и изолирующие.
- ГП-5, ГП-7 – взрослый фильтрующий противогаз;
- ПДФГШ – школьный противогаз для детей от 7 до 15 лет.
- ПДФ-2Д – противогаз для детей от 1,5 до 7 лет.
- КЗД – камера защитная детская для детей до 1,5 года.
- Респираторы противопылевые Р-2, Лепесток, КАМА и другие.
- Респираторы противогазовые (РПГ-67).
- Газопылезащитные противогазы (РУ-60СМ).
- Простейшие средства (ВМП и противопылевая маска ПТМ – 1).
К изолирующим противогазам относятся изолирующие дыхательные аппараты (ИДА). К ним относятся: ИП-4, ИП05 и их модификации.
2. К средствам индивидуальной защиты кожи относится фильтрующая и изолирующая защитная одежда.
3. К медицинским средствам индивидуальной защиты относятся:
- Аптечка индивидуальная (АИ-2) – применяется при химических и бактериальных отравлениях и ожогах, ранениях.
- Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-51 и другие).
- Пакет перевязочный индивидуальный (ППИ).

Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) в зоне ЧС.
Цели и задачи АС и ДНР.
Все мероприятия по организации и проведению АС и ДНР планируются заблаговременно и в случае наступления ЧС уточняются с учётом сложившейся обстановки.
Целями АС и ДНР являются:
1. Спасение людей, оказание первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные заведения.
2. Локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих проведению спасательных работ.
3. Ликвидация аварий и катастроф, явившихся причиной ЧС.
4. Обеспечение жизнедеятельности городов, населённых пунктов и объектов экономики.
5. Создание условий поведения восстановительных работ.
АС включает в себя:
1. Разведку маршрутов движения и участков (объектов) работ.
2. Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках (объектах) работ.
3. Извлечение из-под завалов пострадавших и оказание им первой помощи.
3.1. Вскрытие защитных сооружений и спасение находящихся в них людей.
3.2. Подача воздуха в заваленное защитное сооружение с повреждённой фильтровентиляционной системой.
4. Оказание первой медицинской и первой врачебной помощи поражённым, а также эвакуацию их в лечебные учреждения.
5. Эвакуацию населения из опасных мест в безопасные районы.
6. Санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных.
7. Дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий, сооружений, продовольствия, пищи, воды и т.д.
Другие неотложные работы (ДНР) включают в себя:
1. Прокладывание колонных путей и устройство проходов/проездов в завалах и зонах заражения.
2. Локализацию аварий на газовых,  энергетических, водопроводных и технологических сетях.
3. Укрепление или обрушение повреждённых конструкций, зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ.
4. Ремонт и восстановление повреждённых и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ.
5. Обнаружение, обезвреживание или уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов.
6. Ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных ударов противника.

Устойчивость функционирования объектов экономики в условиях ЧС.
Объект экономики (ОЭ) – это государственное арендное или иное предприятие, организация или учреждение, выпускающие определённый вид продукции в установленной номенклатуре и объёме, а для объектов непроизводственной сферы, выполняющие заданные функции.
Под устойчивостью функционирования ОЭ понимается его способность бесперебойно выпускать установленные виды и объёмы промышленной продукции, выполнять заданные функции, а также приспособленность этого объекта к восстановлению случая повреждения.
Устойчивость функционирования ОЭ  в значительной степени зависит от безопасности производственных процессов на нём, степени опасности перерабатываемых, транспортируемых, хранящегося сырья и материалов, его аварийности, то есть от состояния безопасности объекта.
Основные требования к устойчивому функционированию ОЭ изложены в «Нормах проектирования инженерно-технических мероприятий». Все данные по производству и поражающим факторам ЧС заносятся в декларацию по безопасности промышленного объекта.
К основным факторам, определяющим устойчивость функционирования различных объектов экономики, относятся:
1. Наличие надёжной системы защиты персонала объекта от поражающих факторов.
2. Физическую устойчивость объекта, т.е. способность противостоять воздействию поражающих факторов.
3. Бесперебойность обеспечения производства всем необходимым для выпуска продукции или выполнения заданных функций (сырьём, топливом, водой, газом комплектующими изделиями, электроэнергией).
4. Возможность восстановления производства при его нарушении.
Повышение устойчивости функционирования объектов экономики (ПУФ ОЭ).
ПУФ ОЭ – это комплекс экономических и организационных мероприятий направленных на:
1. Предотвращение и уменьшение возможности возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
2. Снижение возможных потерь и разрушений в случаях крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
3. Создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.


Hosted by uCoz