Главная Лекции и КР Документы и литература Информация Связь Гостевая книга

Охрана труда


Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия.
Причины травматизма и профессиональных заболеваний:
1. Физический износ технологического оборудования.
2. Невыполнение работодателями необходимых организационных и технических мероприятий по обеспечению безопасных условий труда.
3. Отсутствие обзора и контроля за безопасным ведением работ со стороны их  руководителей.
4. Отсутствие должностных лиц, ответственных за состояние охраны труда.
5. Ведение работ без необходимой технической документации.
6. Низкая технологическая и трудовая дисциплина работников.
7. Неудовлетворительная организация обучения и проверки знаний работниками правил охраны труда
Техника безопасности – система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов (ОПФ);
Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работающих.
Опасный производственный фактор (ОПФ) – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Сертификат соответствия работ – документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованием охраны труда.
Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Производственная санитария – система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работников вредных производственных факторов.
Вредный производственный фактор (ВПФ) – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Гигиена труда – профилактическая медицина изучающая условия и характер труда и разрабатывающая научные основы и практические меры направленные на профилактику вредного и опасного воздействия факторов производственной среды.
Охрана труда решает 4 задачи:
1. Выявление опасных и вредных производственных факторов;
2. Разработка технических мероприятий и средств защиты от ОиВПФ;
3. Разработка организационных мероприятий по обеспечению безопасности труда;
4. Подготовка к действиям в условиях проявления опасности;

Правовые и нормативные основы безопасности труда.
Все вопросы, связанные с организацией охраны труда на предприятиях и других организациях, требования по безопасности труда регулируется законами, законодательными и нормативными правовыми актами.
По правовому уровню документы регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на:
1. Законодательные акты и иные нормативные документы по охране труда;
2. Федеральные органы исполнительной и законодательной власти РФ, а также её субъектов;
Законодательство - представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.
Законодательный акт по охране труда - это акт устанавливающий право работников на охрану труда в процессе их трудовой деятельности.
Нормативный правовой акт по охране труда - это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности сохранения здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утверждённый уполномоченным компетентным органом.
Основными законодательными актами регулирующими охрану труда являются:
1. Конституция РФ;
2. Трудовой кодекс РФ;
3. Федеральный закон "Об основах охраны труда в РФ";
Законодательные акты кроме законов могут включать:
1. Указы президента РФ;
2. Постановление правительства РФ;
3. Постановления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств;
Основные положения федерального закона "Об основах охраны труда в РФ":
1. Определение управления охраной труда на государственном уровне и на уровне предприятия.
2. Установление обязанностей работодателей по обеспечению безопасных условий труда, а работников по выполнению требований безопасности.
3. Проведение обучения и инструктажа работников по охране труда и проведение медицинских осмотров.
4. Определение ответственности работодателя за вред, причинённый работнику трудовым увечьем.
5. Предоставление льгот и компенсаций работникам за тяжёлые работы и работы с вредными и опасными условиями труда.
6. Приостановление или закрытие производственной деятельности предприятий за нарушение законодательных и нормативных правовых органов по охране труда.

Виды и содержание нормативных правовых актов о труде.
1. Государственные стандарты, системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССББ) - Госстандарт РФ о труде;
2. Отраслевые стандартные системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) - утверждали федеральные органы исполнительной власти;
3. Санитарные нормы (СН) - утверждено Госкомсанэпиднадзор РФ;
4. Санитарные правила (СП) - утверждено Госкомсанэпиднадзор РФ;
5. Гигиенические нормативы (СГ) - утверждено Госкомсанэпиднадзор РФ;
6. Санитарные правила и нормы (СанПиН) - утверждено Госкомсанэпиднадзор РФ;
7. Строительные нормы и правила (СНиП) утверждено Госстрой РФ;
8. Правила безопасности (ПБ);
9. Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ);
10. Инструкция по безопасности (ИБ) - утверждено федеральными органами надзора;
11. Правила по охране труда межотраслевые (ПОТМ) - утверждало Минтруд РФ. 
12. Межотраслевые организационно-методические документы, положения, методические указания и рекомендации (МУ, МР);
13. Правила по охране труда отраслевые (ПОТО);
14. Типовые отраслевые инструкции (ТОИ);
15. Отраслевые организационно-методические документы (МУ, МР) - утверждали федеральные органы исполнительной власти;

ГОСТ ССБТ является основным видом нормативных правовых актов по безопасности труда.
ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов по безопасности труда.
ССБТ включает в себя несколько подсистем:
1. Организационно-методические стандарты (устанавливают цели, задачи, структуру ССБТ);
2. Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ) - устанавливают требования по видам ОВПФ.
3. Стандарты требований к оборудованию (устанавливают общие требования безопасности к отдельным видам производственного оборудования, методы контроля.
4. Стандарты требований безопасности к системам защиты (устанавливают общие требования безопасности к отдельным производственным и технологическим процессам, методам контроля.
5. Стандарты требований безопасности к системам защиты (устанавливают требования безопасности к системам защиты от опасных и вредных производственных факторов (ОиВПФ);
6. Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям (устанавливают требования безопасности к отдельным зданиям и сооружениям);
По безопасности и по действию законодательные и нормативные правовые акты подразделяются на 5 уровней:
1. Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда (Федеральные законы, указы президента, постановление правительства и т.д);
2. Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях экономики (ССБТ, СН, ГН и т.д.);
3. Акты субъектов РФ, которые действуют только на территории субъекта и регулируют вопросы охраны труда применительно к субъекту;
4. Отраслевые акты, которые действуют только в той или иной отросли экономики и не имеют юридической силы в других отраслях;
5. Нормативные правовые акты предприятий, которые действуют только на конкретном предприятии (приказы, решения, инструкции);
Органы управления безопасности труда, надзора и контроля за охраной труда.
Государственное управление охраной труда осуществляется правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральными органами исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти.
Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется правительством РФ.
Федеральные органы исполнительной власти обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральными органами исполнительной власти по труду.
Управление безопасностью труда осуществляется управляющими органами нескольких уровней:
1. Федеральным;
2. Отраслевым;
3. Региональным;
4. Предприятий;
Управление охраной труда также осуществляется Министрерством труда и социального развития. Подразделение охраны труда созданы в органах исполнительной власти субъектов федерации и в территориальных подразделениях Минтруда России.
Важнейшим органом управления безопасности труда является служба охраны труда предприятия, которые осуществляют контроль за соблюдением требований безопасности и организуют работу по улучшению условий по охране труда на предприятии.
В организациях по инициативе работодателя и работника создаются комиссии по охране труда (комитеты), в их состав входят представители работодателей и профсоюзов.
Комитет организует обеспечение требований охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и т.д. Важнейшей функцией управления безопасности труда является надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов. Надзор и контроль осуществляется через государственный надзор и ведомственный контроль:
1. Федеральная инспекция труда - осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде, нормативных правовых актов; о возмещении вреда причинённому здоровью работника; о социальном страховании; вложении коллективных договоров на предприятиях и т.д.
2. Федеральный горный и промышленный надзор России - осуществляет надзор и контроль за правильностью устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных механизмов и ведения работ при разработке полезных ископаемых.
3. Государственный санитарный и эпидемиологический надзор Министерства здравоохранения РФ - осуществляет надзор за соблюдением предприятиями гигиенических и санитарных норм и правил.
4. Государственный энергетический надзор РФ - осуществляет надзор за правильностью устройства и безопасной эксплуатацц электрических и теплоизолирующих установок.
5. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности - осуществляет надзор за соблюдением правил эксплуатации установок, которые являются источниками радиоактивного излучения.
6. Пожарный надзор России - осуществляет надзор за соблюдением требований пожарной безопасности и по выполнению пожарно-профилактических мероприятий.
Государственная экспертиза условий труда РФ - работает во взаимодействии с перечисленными органами надзора. Она осуществляет контроль за опасными и вредными видами работ; определяет список производств, работ, профессий и должностей по которым устанавливаются льготные пенсии, предоставляются дополнительные отпуска, льготы и компенсации; осуществляет организационно-методическое руководство аттестации рабочих мест по условиям труда и контроль за её результатами; сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
Инструктаж работников по охране труда. Порядок его проведения и оформления.
Для всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда и технике безопасности.
По характеру и времени проведения инструктаж подразделяется на 5 видов:
1. Вводный;
2. Первичный на рабочем месте;
3. Повторный;
4. Внеплановый;
5. Целевой.
Цель вводного инструктажа дать работнику при поступлении на работу общие знания по охране труда, основные сведения об организации, правилах поведения на её территории и в структурных подразделениях.
1. Вводный инструктаж проводится в кабинете ОТ или специально оборудованном помещении с использованием технических средств обучения и наглядных пособий специалистом по ОТ или лицом, на которое приказом по организации возложены эти обязанности, со всеми вновь принимаемыми на работу по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. 
Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной службой ОТ (специалистом по ОТ) с учетом требований нормативных правовых актов по ОТ и особенностей деятельности организации, утвержденной работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом. Вводный инструктаж имеет право проводить инспектор отдела кадров организации, если эти обязанности возложены на него приказом по организации. Примерный перечень вопросов для составления программ вводного инструктажа содержится в приложении №3 к ГОСТУ 12.0.004-90. 
О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале, регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в личной карточке прохождения обучения. 
2. Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят со всеми вновь принятыми на работу в организацию, переводимыми из одного подразделения в другое, с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками, со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории организации, со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение и практику перед выполнением новых видов работ. 
От первичного инструктажа на рабочем месте освобождается лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента хранением и применением сырья и материалов.
Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте утверждает работодатель по согласованию с профкомом и службой ОТ (специалистом по ОТ).
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным руководителями структурных подразделений организации с учетом требований соответствующих нормативных правовых актов, инструкций по ОТ, производственных инструкций и другой технической документации. Программы согласовывают со службой ОТ (инженеры по ОТ) и профсоюзным комитетом. Примерный перечень основных вопросов для составления программы Первичного инструктажа на рабочем месте содержится в приложении №5 к ГОСТу 12.0.004-90.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работ с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Первичный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места.
Все работники после первичного Инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2-14 смен (в зависимости ют характера работы, квалификации работника) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом или распоряжением. Работники допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.
О проведении первичного инструктажа на рабочем месте делается запись в журнале регистрации инструктажа нерабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. В этом журнале производят запись о допуске работника после стажировки к самостоятельной работе.
3. Повторный инструктаж проходят все работники, за исключением лиц, освобожденных от первичного инструктажа, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.
Работодатель по согласованию с профкомом и государственной инспекцией труда может установить более продолжительный (до 1 года) срок проведения повторного инструктажа для некоторых категорий работников.
Если нормативными правовыми актами для некоторых отраслей экономики предусмотрев иной срок проведения повторного инструктажа (например, раз в квартал), то он проводится в сроки, установленные данными нормативными правовыми актами.
Повторный инструктаж проводит непосредственный руководитель работ индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.
Результаты повторного инструктажа по ОТ фиксируются в журнале инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
4. Внеплановый инструктаж проводят в следующих случаях: 
1. При введении в действие новых или переработанных нормативных правовых актов по ОТ;
2. При изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструментов, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих, на безопасность труда;
3. При нарушениях работниками требований ОТ, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву, пожару или отравлению;
4. По требованию государственных органов надзора и контроля; 
5. При перерывах в работе - для работ повышенной опасности более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 календарных дней.
Внеплановый инструктаж проводит непосредственный руководитель работ индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
Проведение внепланового инструктажа по охране труда фиксируют в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с указанием причин его проведения и обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
5. Целевой инструктаж по ОТ проводит непосредственный руководитель работ при выполнении работниками разовых работ, не связанных с их прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне организации и т.п.); при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие документы; при проведении экскурсий на предприятия, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).
Результаты целевого инструктажа записываются в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте, а целевой инструктаж с работниками, выполняющими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п., фиксируются в наряде-допуске, журнале распоряжений или другой документации, разрешающей производство работ.


Hosted by uCoz