Главная | Лекции и КР | Документы и литература | Информация | Связь | Гостевая книга |
Понятие и содержание менеджмента.
I. Экономические основы менеджмента. Понятие управления.
Управление – это система целенаправленных воздействий на управляемый объект с целью преобразования его исходного состояния в желаемое конечное. В процессе управления происходит взаимодействие двух сторон:
1. Объекта управления (того, чем управляют).
2. Субъекта управления (того, кто управляет).
Виды управления:
1. Техническое.
2. Государственное.
3. Идеологическое.
4. Негосударственное, неполитическое.
II. Понятие менеджмента.
Перевод слова менеджмент – управление, но Оксфордский словарь даёт следующее определение менеджмента:
1. Способ и манера общения с людьми.
2. Власть и искусство управления.
3. Особого рода умение и административные навыки.
4. Орган управления.
Из всего вышеописанного следует, что менеджмент это система принципов, методов, средств и форм управления направленная на рациональное использование всех ресурсов предприятия для достижения поставленных целей.
Этапы развития менеджмента.
I. Школа научного управления.
Ф.У.Тейлор (1856-1915) - основатель науки менеджмента.
Сущность метода: анализ трудового процесса, расчленение его на отдельные операции, минимальное время на трудовой процесс.
Функции управления:
1. Проектирование.
2. Оборудование, административная поддержка.
3. Распорядительство, координация, контроль.
4. Сравнение.
5. Изготовление.
Методы Фридриха Тейлора послужили основой нормирования труда.
II. Административная школа управления.
Схема деятельности администрации по А.Файолю (1841-1925):
1. Техническая деятельность.
2. Коммерческая деятельность.
3. Финансовая деятельность.
4. Защитная деятельность.
5. Бухгалтерская деятельность.
6. Администрирование - воздействие на личный состав.
Принципы управления по А.Файолю:
1. Принцип разделения труда;
2. Принцип полномочия и ответственности, что означает право отдавать приказы, а ответственность есть их составляющая часть. Где даются полномочия там возникает ответсвенность.
3. Дисциплина – предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и её работником.
4. Единоначалие – означает, что работник должен получать приказы только от одного начальника.
5. Подчинённость личных интересов общим.
6. Единство направления – означает, что каждая группа, действуя в рамках единой цели должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
7. Вознаграждение персонала.
8. Централизация.
9. Скалярная цель – означает, что это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях: от самой высокой должности вниз до самого низа. По существу это иерархический ряд в структуре управления.
10. Порядок.
11. Справедливость.
12. Стабильность рабочего места для профессионала.
13. Инициатива.
14. Корпоративный дух.
III. Школа человеческих отношений.
Элтон Мэйо изучая влияние таких факторов, как заработная плата, условия труда, стили руководства, власть пришёл к выводу:
1. Человек «социальное животное».
2. Жестокая иерархия не совместима с человеком, его свободой.
3. Работодатель должен обращать большее внимание на персонал, чем на производственную продукцию, для этого необходимо создавать условия для отдыха, проведения времени после работы, досуга и т.д. Применение моральных стимулов способствуют повышению производительности труда.
IV. Школа поведенческих отношений.
Представители: З.Фрейд, Ф. Герберг, Д. Корнеги.
Представители данной школы впервые обратили внимание на темперамент и характер.
Бихевиоризм – американское направление, основатели школы изучали поведение в организации и акцентировали внимание на заботу и человеке, изучали власть влияния, мотивацию, организационную культуру, обмен информацией, коммуникации, качество жизни, забота о человеке.
Функции и методы менеджмента.
I. Функции управления – это виды деятельности с помощью которых управляющая подсистема воздействует на объект управления.
Функции управления:
1. Общие (присущие всем).
2. Специальные (отраслевые особенности).
3. Частные (непрофильная деятельность).
II. Общие функции управления.
1. Планирование – стадия процесса управления на которой определяются цели деятельности и необходимые для этого средства и действия. Планирование прокладывает курс по которому организация будет идти, что бы достичь цели.
2. Организация – нацелена на то, что бы притворить намеченные планы в жизнь. Предполагает формирование структуры управления организации или определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, а также обеспечение необходимым для работы:
- персонал;
- оборудование;
- здания;
- денежные средства.
3. Мотивация – побуждение людей к труду, применяется материальная и моральная стимулирование; создаются условия для проявления активности работников.
4. Контроль – управленческая деятельность заключающаяся в проверке и споставлении фактических результатов с заданными. Функция осуществляется через проверку всех сторон деятельности, учёт и анализ.
5. Координация – центральная функция менеджмента, обеспечивающая бесперебойность и непрерывность процесса управления. Главная задача – это достижение согласовангности в работе всех звеньев организации путём установления рациональных связей между нами – коммуникации. Координация действий менеджеров происходит при подготовке документов: планы, приказы, отчёты, предложения.
Методы менеджмента.
Методы управления – это способы осуществления функций управления для постановки и достижения её целей.
Методы позволяют сформировать систему правил, приёмов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на установление и реализацию целей.
1. Организационные методы - перед началом любой деятельности необходимо: выработать цели, нормативы, регламенты. Создать проекты, методики, правила.
2. Административные методы: открытые и регулируемые нормы принуждения людей к какой-либо деятельности: руководитель - отвечает за результат; исполнитель - за неисполнение инструкций.
3. Экономические методы - денежные выплаты сотрудникам по результатам труда.
4. Социально-психологические методы - формирование психологического климата в коллективе, который способствует достижению высших трудовых результатов:
- доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
- свободное выражение собственного мнения;
- достаточная информированность участников о целях и задачах коллективах и состоянии дел при их выполнении;
- удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
- высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в проблемных ситуациях;
- принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее участников;
- доброжелательная и конструктивная критика и т.п.
Принципы менеджмента – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе и организации управления.
1. Целенаправленность – чёткая постановка целей.
2. Ответственность – наказание за невыполнение задачи.
3. Компетентность – знание менеджером объекта управления.
4. Дисциплина
5. Стимулирование.
6. Иерархичность.
Характеристика организации как системы.
Организация – базовое понятие менеджмента. Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Принцип формирования организации:
1. Наличие хотя бы двух человек, которые считают себя частью данной группы.
2. Наличие у этих людей единой цели.
3. Эти люди работают вместе, что бы достичь цели.
Черты организации:
1. Они используют ресурсы (навыки, опыт, умения, землю, каптал, информацию).
2. Зависимость от внутренней и внешней среды.
3. Разделение труда: отделы, службы, цехи, выполняющие различные работы.
Элементы организации:
Организация как система состоит из множества элементов (подсистем).
Подсистемы – отдельные взаимосвязанные части, которые образуют систему в целом:
1. Социальная подсистема – работы с персоналом.
2. Информационная подсистема – предоставление информации для осуществления управленческой деятельности – коммуникации.
3. Производственно-технологическая система – комплекс машин, механизмов, сырья, материалов, используемых для получения готовой продукции.
4. Экономическая.
5. Маркетинговая – направлена на удовлетворение потребности клиента в товарах и услугах путём изучения рынка, создания системы сбыта, целеобразования и рекламы.
Организационная структура управления.
I. Понятие организационной структуры.
Структура управления организации – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
Элементы структуры – отдельные работники слудбы подразделения.
На разновидности структуры управления влияют:
1. Размеры производственной деятельности компании (крупная, средняя, мелкая).
2. Производственный профиль (один вид продуктов или широкий выбор).
3. Сфера деятельности (ориентация на местный, национальный или междунарожный уровни).
4. Масштабы зарубежной деятельности (наличие дочерних предприятий).
5. Характер объединения компании (концерн, финансовая группа и т.д.).
II. Типы структур.
Тип структуры зависит от полномочий по принятию решений в организации:
1. Централизованные – организации, в которых руководство оставляет за собой большую часть полномочий для принятия важных решений.
2. Децентрализованные организации – в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления и управляющие среднего звена имеют очень высокие полномочия в конкретных областях деятельности.
Структура управления:
1. Иерархическая – высокая степень разделения труда, развитая иерархическое управление, наличие многочисленных правил и норм поведения персонала, жёсткое разделение функций и т.д.
2. Органическая (Адаптивная) – отсутствие иерархии, смена лидеров по обстоятельствам, изменённая система норм и ценностей, временное закрепление функций за группами и т.д.
Виды структур управления.
1. Линейная структура управления – иерархическая; простейшая структура управления, отражает двухуровневое разделение труда: руководитель – исполнитель.
Достоинства: согласованность действий руководителей и подчинённых; простота управления, быстрая обратная связь; чётка выраженная ответственность руководителя; оперативность принятия решения.
Недостатки: необходимость всесторонней подготовки руководителей; отсутствие функциональных специалистов, перегрузка руководителей.
2. Линейно-функциональная структура управления – иерархическая; сочетает в себе линейные и функциональные принципы организации, взаимодействует между производственными и управленческими элементами систем.
При такой структуре управления всю полноту власти берёт на себя линейный руководитель, возглавляющий коллектив. В его подчинении находится исполнитель вспомогательного отделения, который помогает ему: руководитель предприятия – руководитель подразделения (заместитель директора по функциям) – исполнитель.
Достоинства: высокая компетентность специалистов; исключение дублирования функций; освобождение руководителей от глубокого анализа проблем;
Недостатки: чрезмерная заинтересованность в выполнении целей и задач «своих» подразделений; трудности коммуникаций; недостаточно чёткая ответственность: готовящие решение не участвуют в его реализации.
3. Матричная структура управления – органическая; временно созданная структура управления для решения конкретных задач. Смысл – собрать в одну команду квалифицированных работников.
Назначают руководителя проекта, который концентрируется на нём. Когда проект завершён, команда распускается. Руководитель программы не работает непосредственно с подчинёнными ему специалистами, которые подчинены линейным руководителям, а в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейный руководитель решает, кто и как будет выполнять ту или иную работу: руководитель предприятия – руководитель проекта (программы) – линейный руководитель – исполнитель.
Достоинства: гибкость; усиление контроля за выполнением задач; сокращение нагрузки на руководителей среднего звена; повышение личной ответственности за невыполнение работы.
Недостатки: Сложность организации; соперничество между руководителями программ; трудность приобретения навыков, необходимых для новой работы; сложность при расстановке приоритетов.